Начав в 2003 г. активное продвижение следующего поколения решений "1С:Предприятие" 8 на относительно новом для себя рынке корпоративных клиентов, фирма "1С" (http://www.1c.ru) оказалась, на наш взгляд, в необычном для себя положении. До того компания традиционно выступала технологическим "локомотивом" для своих потребителей из сектора малого бизнеса: ее разработчики постоянно опережали (но не намного, чтобы не оторваться) текущие потребности клиентов. На среднем рынке ситуация иная — у заказчиков уже давно сформировались в целом высокие требования к ИТ, а к появлению новых поставщиков здесь относятся достаточно настороженно.
Поэтому, несмотря на очевидный успех деятельности "1С" в этом направлении за последние три года, ситуация пока больше напоминает некий «испытательный срок», в течение которого фирма должна показать не только возможность применения своего ПО в реальных условиях у корпоративных пользователей, но и готовность к динамичному развитию технологий для обеспечения растущих потребностей клиентов. Таким образом, новизна момента (точнее, последних трех лет) для "1С" заключается еще и в том, что если раньше ее разработчики могли во многом полагаться на собственные представления о направлениях развития своего ПО, то теперь им приходится действовать в более жестких рамках "технического задания" от рынка. Причем необходимо еще и обеспечить "непрерывность" своего бизнеса (имея в виду и сугубо технологические аспекты).
Если же говорить о технологических проблемах развития экономического ПО "1С", то, безусловно, одна из главных задач (хотя, конечно, далеко не единственная) — это повышение производительности и масштабируемости (ПиМ) ее прикладных решений. О том, что "1С" признает важность этих вопросов, говорит хотя бы тот факт, что сама фирма после выпуска четыре года назад платформы "1С:Предприятие" 8.0 начала регулярно официально знакомить ИТ-общественность с результатами тестирования в этой области. Показательно и то, что первое существенное технологическое обновление платформы "1С:Предприятие" 8, выпуск новой версии 8.1, было связано в значительной степени именно с решением задач масштабирования и производительности (см. статью "Платформа "1С:Предприятие 8.1" уже на подходе, «BYTE/Россия» № 9’2006).
Обсуждение хотелось бы начать с рисунка, который в целом иллюстрирует рост производительности платформы "1С:Предприятие", начиная с версии 7.x (рис. 1). Но прежде нужно сделать два существенных замечания.
1. На графике приведены значения АРПмакс: это не просто число работающих пользователей, а максимальное число активно работающих пользователей (подробнее об этом речь пойдет ниже).
2. Все оценки предельных показателей производительности "1С:Предприятие" разных версий — это личные оценки автора (а не фирмы «1С»), полученные путем обобщения имеющихся у него сведений. Анализ более обширного фактического материала может дать несколько иные результаты. Однако задача этой работы состояла не в том, чтобы определить абсолютные показатели сами по себе, а в том, чтобы проанализировать общую логику развития возможностей производительности и масштабирования платформы "1С:Предприятие".